Новини фізики
Создана ультрабыстрая и холодная замена флеш-памяти | Печать |
20.01.2017 11:26
There are no translations available.

Польские и нидерландские физики создали на основе граната магнитное устройство хранения памяти. Конструкция позволяет быстро загружать информацию и не выделять при этом в окружающее пространство большое количество тепла. Соответствующее исследование опубликовано в журнале Nature.

Основным элементом предложенного авторами устройства хранения памяти является пленка, изготовленная из диэлектрического кобальтзамещенного граната. Для снятия вырождения метастабильных магнитных состояний ионов кобальта на данный минерал направлялся пучок света от фемтосекундного лазера.

Меняя линейную поляризацию излучения, ученые добились варьирования намагниченности пленки, что позволило сохранить на ней требуемую информацию — магнитные биты 0 и 1. Скорость записи данных составила менее 20 пикосекунд на одно событие. (источник)

Обновлено 20.01.2017 11:32

Симметрия помогает физикам в создании новых устройств | Печать |
12.06.2016 16:31
There are no translations available.

Физики из Австралии использовали нарушение хиральной симметрии в метаматериале для управления свойствами его проводимости. Результаты своего исследования авторы опубликовали в журнале Nature Communications, а кратко с его содержанием можно ознакомиться на сайте Австралийского национального университета.

Симметрия помогает физикам в создании новых устройствФото: Phil Dooley, ANU

Ученым удалось наблюдать явление нарушения хиральной симметрии в метаматериале. На молекулярном уровне это проявляется в появлении под действием излучения нелинейных эффектов, связанных с колебаниями частиц в материале. Такие эффекты приводят к изменению свойств вещества и позволяют, в частности, использовать его в качестве оптического переключателя.

Метаматериал представляет собой искусственный материал, состоящий из нескольких слоев, которые формируют периодическую структуру. В результате внешнего воздействия (например, деформации или излучения) такие образования могут менять свои свойства или приобретать новые.

Симметрия называется хиральной (киральной — в физике элементарных частиц), когда соответствующее зеркальное отображение не может быть совмещено со своим оригиналом. Например, левую и правую руку (зеркальное отражение левой) совместить невозможно. Большинство биомолекул в природе наделены такой симметрией.

Ученые надеются использовать метаматериалы с целью миниатюризации современных электронных устройств: новые материалы позволяют сочетать в себе свойства многих компонентов микросхем, управлять которыми можно с помощью света. (читать дальше)

Молекулярные часы проверят фундаментальные законы физики | Печать |
12.06.2016 16:29
There are no translations available.

Каждый хоть раз что-то слышал про атомные часы, но что такое часы молекулярные? Несмотря на то, что такие часы гораздо сложнее изучать, исследователи предлагают использовать молекулы, а не атомы для ультраточных измерений частот, результаты которых позволят проверить точность тех физических законов, которые мы в настоящее время склонны считать элементарными.

Когда-нибудь у сверхточных атомных часов появятся молекулярные аналоги.Когда-нибудь у сверхточных атомных часов появятся молекулярные аналоги.
(Фото: © Shutterstock)

Штефан Шиллер (Stephan Schiller) из Университета Дюссельдорфа и его коллеги не предполагают, что молекулярные часы могут оказаться более эффективными для измерения точного времени, чем применяющиеся в настоящее время для решения этой задачи атомные часы, но идею эксперимента, который предполагается ими для молекулярных часов можно назвать интересной. Предполагается, что измерение частоты колебания атомов в молекуле, которое зависит от массы атомных ядер, позволит с особо высокой точностью определить массу протона (точнее говоря, соотношение масс протона и электрона). В то же самое время существующие в настоящее время атомные часы используют частоту перехода электронов с уровня на уровень, которая зависит главным образом от массы электрона. (читать дальше)

Физики наблюдали квантовомеханическe запутанности в системе квазичастиц | Печать |
12.06.2016 16:27
There are no translations available.

Австрийские ученые наблюдали явление квантовомеханической запутанности и ее распространение в системе квазичастиц. Результаты своего исследования авторы опубликовали в журнале Nature, кратко с ними можно ознакомиться на сайте Инсбрукского университета имени Леопольда и Франца.

Физики наблюдали квантовомеханическe. запутанностm в системе квазичастицИзображение: IQOQI

Физики исследовали квантовые состояния цепочки частиц, в которую входили от семи до 15 ультрахолодных ионов кальция. Эта цепочка помещалась в вакуумную камеру и облучалась светом от лазеров. Излучение меняло квантовое состояние отдельных ионов и их соседей, что сказывалось на общем (коллективном) поведении цепочки в целом.

Физики измерили влияние от изменения состояния отдельной частицы на соседей в цепочке и связали это с квантовой запутанностью. Кроме того, ученым впервые удалось наблюдать распространение такой запутанности в линейной цепочке.

Квантовая запутанность — явление, при котором подсистемы некоторой ранее единой квантовомеханической системы, будучи разнесенными на расстояние друг от друга, продолжают оказывать влияние друг на друга. В этом случае изменение состояния одной системы сказывается на другой системе. Явление носит существенно квантовый характер и не имеет классического аналога. (читать дальше)

Тёмная материя как бозе-эйнштейновский конденсат вещества | Печать |
12.06.2016 16:25
There are no translations available.

Исследователи из Тайваня вместе со своими испанскими коллегами смоделировали вещество темной материи в качестве холодной квантовой жидкости, находящейся в состоянии конденсата Бозе-Эйнштейна, представляющего собой агрегатное состояние вещества, в основе которого – бозоны, охлаждённые до близких к абсолютному нулю температур.

Результаты компьютерного моделированияРезультаты компьютерного моделирования (a) и наблюдений (b)